Главная > Рассказы > Апгрейд

Апгрейд

«Апгрейд» – австралийский фантастический фильм с элементами боевика, как это принято говорить, «категории Б»: его бюджет, по некоторым данным, составляет смехотворные по меркам жанра 4 миллиона долларов. В прокате он собрал тоже совсем немного, 14 миллионов долларов, однако с таким-то бюджетом и подобные сборы – успех.Снял его Ли Уоннелл, и это его вторая режиссёрская работа (первой был негативно оценённый критиками «Астрал 3»). Ещё он писал сценарии к фильмам франшизы «Пила» и ко всем «Астралам». В общем, человек не слишком известный широкому кругу зрителей.Фильм разворачивается в ближайшем будущем, – то есть это фантастика «ближнего прицела». Роботехнологии и системы «умного дома» повсюду, беспилотные машины тоже широко распространены (хотя и, судя по всему, доступны не всем). Главный герой, Грем, технологии недолюбливает и старается их избегать, по крайней мере, в начале фильма – потом о теме неолуддизма сценарист почему-то забывает (а жаль, ведь тема небезынтересная).

Грем зарабатывает тем, что чинит антикварные, лишенные всяких навороченных технологий машины и продаёт их богатым людям. Одним из его клиентов является глава технологической корпорации, судя по всему, крупнейшей в мире. И вот как-то раз наш главный герой вместе со своей женой попадает в аварию, сразу после которой некие бандиты убивают его любимую и ранят его, да так, что он теряет способность управлять ногами и руками: вероятно, повреждён спинной мозг.Слава богу, на помощь приходит тот самый богатый босс, любитель антикварной техники, который предлагает ему заменить повреждённый спинной мозг на микрочип с искусственным интеллектом собственного производства. Способность ходить к герою возвращается, и он, недолго думая, встаёт на путь мести. Такая вот у фильма завязка.Впечатления, которые можно получить от фильма, зависят прежде всего от того, как вы сами позиционируете фильм и зачем вы его смотрите. Если вас прельстила фантастическая сторона фильма, если вы ждёте какого-то нового взгляда на тематику искусственного интеллекта, то вы точно разочаруетесь. Вопросы, связанные с опасностью тотального проникновения технологий в нашу жизнь фильм практически не затрагивает, показа групп людей, демонстративно отказывающихся от технологий, тут тоже нет. Это точно не новая «Ex Machina». Ну и если вдруг кто-то ждёт подробно проработанного мира будущего, то тот разочаруется, потому что деталей о мире картина рассказывает очень мало.Впрочем, фильм и не претендует ни на что серьёзное. Исполнитель главной роли Логан Маршалл-Грин в одном из интервью так и сказал: «мы просто хотели, чтобы зритель веселился». Ведь сюжет картины представляет собой достаточно стереотипную историю о мести за убийство любимой, приправленной необычными для жанра фантастическими мотивами. Да, ни в области фильмов про месть, ни в области фильмов про ИИ фильм не делает никаких прорывов. Но, просто совмещая две этих темы, у режиссёра получилось сделать достаточно свежо выглядящий триллер-боевик, не изображающий из себя нечто философское. Так что, если во время просмотра попробовать хоть немного отключить мозг (а сделать это придётся, иначе логические несостыковки будут сильно бросаться в глаза), удовольствие от просмотра можно получить.Тем более что технически фильм, несмотря на маленький бюджет, сделан хорошо. Главное, что бросается в глаза – операторская работа, сделанная довольно таки неплохо. Вест с канала «And action!» подробно разбирает операторскую работу в этом фильме, но, даже если взглянуть на фильм глазами непрофессионала, можно увидеть много любопытных моментов. К примеру, в некоторых моментах, связанных с активностью ИИ, движения камеры могут напомнить о видеоиграх, а в некоторых, полностью синхронизируясь с положением тела главного героя, визуально подчёркивают его моментальную реакцию. Подобные мелочи, хоть и не оказывают никакого влияния на сюжет, всё же радуют глаз.Однако, если кто-то ждёт моря ураганного экшна, то картина такого зрителя может и разочаровать. Ибо экшн, конечно, есть, и весьма недурный, но его от силы набежит минуты три-четыре от общего хронометража. А большую часть времени занимают походы по скудным локациям (сказывается недостаток бюджета) и взаимоотношения главного героя с его робомозгом.Спецэффектов как таковых в картине очень мало, большинство из них делались вживую, без применения компьютерной графики, из-за экономии бюджета. Дешевизной от фильма, впрочем, не отдаёт (разве что локаций довольно мало). Актёрская игра неплохая, исполнитель главной роли Маршалл-Грин, знакомый по сериалу «Наёмник Куорри», где он также играл главную роль, старается, хоть и каких-то сильных эмоциональных сцен тут конечно же нет. Ещё в фильме снялась Мелани Вальехо, которая может быть знакома по транслируемому когда-то 10 лет назад в России по каналу Jetix сериалу «Боевые рейнджеры: Мистическая сила», в котором она сыграла рейнджера Мэдисон.Часто в отзывах на этот фильм проскальзывает слово «киберпанк». Но киберпанк ли это? Обычно в этом жанре демонстрируется некое сильно отличающееся от современного социальное устройство, в котором всё совсем нехорошо: технологии кардинально изменили его в худшую сторону. Однако, в «Апгрейде» ничего такого нет, его мир – это современность лет через 20-30, без каких-либо существенных изменений. Технологии в нём не портят жизнь обществу в целом, а напротив, помогают, по крайней мере, обратного продемонстрировано не было, и ни о какой технологической антиутопии речи не идёт. Нельзя же ведь каждый фильм про высокие технологии называть киберпанком? Возможно, им бы мог быть гипотетический сиквел «Апгрейда», если бы в нём компьютеры действительно начали доминировать над обществом в целом.

Возможно, даже слишком большие для фильма, чья функция – развлекать, да и то только при первом просмотре, потому что пересматривать вы его вряд ли станете. Однако один раз посмотреть его, особенно если вы соскучились по более-менее качественным низкобюджетным фильмам без претензий, можно.Ну а дальше попробую выразить некоторые вопросы к сюжету, которые возникли у меня при просмотре. Тем, кто фильм не смотрел, читать не стоит.

Конечно, фильм оставляет после себя массу вопросов. В основном это касается самого ИИ и его взаимоотношениях и со своим создателем Эроном, и со своим «носителем». Каким именно образом компьютер умудряется руководить Эроном? Как ему удалось подчинить его своей воле, чем он его шантажирует настолько, что превращает его в буквально свою марионетку? Почему Эрон, если он такой умный, не встроил какой-то ограничитель, который по крайней мере мог бы моментально отключать Стема, а не так, чтоб приходилось ждать по пять минут? Из того, что Стэм не может самостоятельно отключить «предохранители» в себе, следует, что доступа к редактированию своего кода у него нет, и такие права есть, видимо, только у Эрона. Так что же мешало ему изменить этот код в любой момент, если он полностью контролирует компанию в целом и своего создателя в частности?С другой стороны, если при всём этом Стэм полностью контролирует и компанию в целом, и своего создателя в частности, почему он не заставил Эрона сразу переписать код так, чтоб получить полный доступ ко всем своим внутренним процессам?Что мешало Эрону, наконец, инициировать отключение Стема не тогда, когда он обзавёлся «ногами» в виде Грэма, а сразу, как только компьютер начал оказывать давление на своего создателя?Действия Стема в самом фильме тоже иногда трудно объяснить. Как выясняется в конце, его конечной целью было завладеть человеческим телом. Но тот путь, что он выбрал для её достижения, не кажется наиболее простым и безопасным. Например, почему бы ещё в самом начале фильма, когда Грэм оказался на операционном столе в месте, полностью контролируемым ИИ, не испортить иди вообще удалить при помощи врачей мозг Грэма. Или уже потом, почему бы не изолировать его мозг ото всех нервных сигналов, раз уж Стэм умеет отключать отдельные нервы по своему желанию. Подобная изоляция точно разрушила бы сознание человека.Все эти логические странности, впрочем, не умоляют ценности фильма как обычного развлекательного боевика на один раз.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *