Главная > Новости > Что посмотреть на хэллоуин

Что посмотреть на хэллоуин

В последние пару лет жанр ужасов определенно на коне. Значительную роль в этом успехе сыграли ремейки классических фильмов, бессовестно эксплуатирующие зрительскую ностальгию по 80-м и 90-м: у каждого есть любимый хоррор из детства, который оставил неизгладимое впечатление тогда, но при пересмотре сейчас вызовет, скорее, недоумение и смех. Причин может быть несколько — от плохой графики до нелепостей сюжета — но как бы там ни было, современное переосмысление знакомых историй все чаще идет им на пользу. Сериал «Призраки дома на холме» — отличный тому пример.Строго говоря, это никакой не ремейк, а адаптация одноименного романа Ширли Джексон, который сам Стивен Кинг признал одним из лучших хоррор-произведений всех времен. Но большинство в первую очередь свяжут новый сериал с известным фильмом 1999 года «Призрак дома на холме» с Кэтрин Зетой-Джонс, Лиамом Нисоном и Оуэном Уилсоном. Из хорошего в нем был только каст — в остальном картина получилась плохой по всем статьям и получила несколько номинаций на «Золотую малину». Серийный человек и сам, честно сказать, запутался в этих призраках и домах на холмах — пришлось подтянуть матчасть. Оказалось, в нулевые случились ещё «Дом ночных призраков» и «Кошмар дома на холме» (кроме шуток), но самое любопытное, что в 1959 году, когда был опубликован роман Джексон «The Haunting of Hill House», вышел фильм «House on Haunted Hill». На этом открытии я решил, что Википедии с меня, пожалуй, хватит. Мини-исследование привело к одному выводу: в 2018-ом название «Призраки дома на холме» (в русском переводе ещё зачем-то добавили «и» — очевидно, чтобы довести абсурд до предела) звучит как стеб, обещающий тонну жанровых штампов, но есть два слова, которые меняют всё: Netflix и Майк Флэнеган.Взглянув на фильмографию этого режиссера, можно ошибочно рассудить, что он снимает среднесортные ужастики, вроде «Уиджи» или «Окулуса». Но если копнуть глубже, то окажется, что Флэнеган никогда не снимал ничего, кроме хорроров и триллеров, и вообще ярый фанат жанра: впрочем, для человека, который родился в городе Салем, иначе и быть не могло. До недавнего времени фильмы у него, действительно, получались спорными, но успешный опыт сотрудничества с Netflix (до этого ещё была «Игра Джеральда» по Кингу) помог Майку вытянуть счастливый билет: ему доверили снимать «Доктора Сон» — сиквел культового «Сияния».Сюжет оригинального романа Джексон строился вокруг исследователя паранормальных явлений, который привез в «нехороший» дом на холме, построенный неким Хью Крэйном, двух испытуемых, чтобы найти доказательства существования призраков. Переработав книжный материал, Флэнеган придумал новую историю, которую условно можно назвать приквелом романа: в сериале речь идет о Хью Крэйне, приехавшем в дом на холме вместе с красавицей-женой Оливией и пятью детьми: Стивеном, Ширли, Тео и близнецами Люком и Нелли. Хью и Оливия собирались отреставрировать старый особняк, продать его за большие деньги и построить для своей семьи «вечный дом», но у древнего зла в доме на холме другие планы. Годы спустя братья и сестры Крэйн живут в разных городах и почти не общаются друг с другом. Теперь их связывают не столько родственные узы, сколько зловещие воспоминания о детстве в доме с привидениями, а также самая жуткая тайна: что на самом деле случилось там с их матерью, Оливией? Хью Крэйн ничего не рассказывал детям о тех событиях; он так и не продал дом и запретил кому-либо возвращаться туда. Но однажды Нелли позвонит отцу среди ночи и скажет, что леди с кривой шеей вернулась — и тогда Крэйнам вновь придется встретиться с ужасами дома на холме. Больше говорить о сюжете, избегая спойлеров, сложно, поэтому ограничусь этим.Первое, чем цепляет сериал — монтаж. Перед нами два таймлайна: тогда и сейчас. «Тогда» — детство Крэйнов в доме, «сейчас» — их взрослые жизни. Прошлое выдержано в теплых ламповых оттенках, настоящее — в сдержанных, холодных. Таймлайны развиваются параллельно, а в определенный момент переплетаются: флэшбеки появляются внезапно, как ассоциации в «Острых предметах». Из-за прерывистого повествования и количества основных персонажей (с детьми и взрослыми их получается аж 13 штук) поначалу путаешься, но быстро привыкаешь. К тому же после первого эпизода сериал немного замедляет темп: каждый герой получает отдельный эпизод, посвященный его истории, так что есть время разобраться. Интрига и напряжение нарастает от серии к серии: судьбы персонажей, их воспоминания о том доме, ложные и верные, нанизываются друг на друга, постепенно восстанавливая общую картину. До последнего я боялся, что авторы не справятся с задуманным — уж очень много всего нагородили (привидения всех мастей, сверхспособности, искаженное безумием восприятие реальности, эксперименты со временем и пр.), но концовка получилась вполне убедительной.Честно говоря, сначала я решил, что пять детей для такой истории — многовато.

 

Оказалось, ничего лишнего — и во многом это заслуга юных актеров, сыгравших Крэйнов в детстве. Опять дети сталкиваются с недетскими проблемами (привет, «Очень странные дела») и вынуждены самостоятельно противостоять злу, пока их родители списывают все на разыгравшееся воображение. В итоге детский каст в одни ворота переигрывает взрослых звезд, коих тут немало: Тимоти Хаттон (Хью в наше время), Карла Гуджино (Оливия), перекочевавшая во второй проект Флэнагана из «Игры Джеральда», Михил Хаушман (Стивен), которого все узнали благодаря «Игре престолов», а Элизабет Ризер (Ширли) многие вспомнят по «Сумеркам». Отлично продумано внешнее сходство маленьких и больших актеров, а уж Ризер и Гуджино и в самом деле выглядят как мать и дочь.Такое количество родственников в сюжете было нужно Флэнагану для выстраивания глубокого психологизма истории. Очевидно, что самое страшное в «Призраках» вовсе не духи дома на холме, а искалеченные судьбы, пагубные зависимости, неудачные браки, одиночество и неспособность построить счастливую жизнь из-за детской травмы. Но это я воспринял как само собой разумеющееся: ясное дело, что хороший фильм про дом с привидениями рассказывает не только про дом с привидениями. Другое дело, что с семейными проблемами Крэйнов вышел перебор: в какой-то момент бесконечное нытье, жалобы и ссоры героев начинают откровенно раздражать, но это, пожалуй, единственное, в чем авторы перегнули.Зато на территории пугания Флэнаган работает мастерски: сериал страшный, порой, даже очень. Скримеров тут почти нет, но по части гнетущей атмосферы и нарастания саспенса с «Призраками» сложно соревноваться. Спецэффектов мало, основную ставку сделали на впечатляющий грим: призраки выглядят одновременно олдскульно и невероятно убедительно (явно пополнят вашу коллекцию ночных кошмаров). Еще есть несколько чисто флэнаговских фишек, которые сразу заметят те, кто смотрел его прошлые фильмы. Но в целом принцип запугивания в сериале похож на «Заклятие» Джеймса Вана: берем лучшие классические хоррор-приемы и переворачиваем половину из них с ног на голову. Нас пугают, когда мы этого не ожидаем, и не пугают, когда, скрепив булки, мы ждем самого страшного. Флэнаган постепенно добивается того, что может довести зрителей до визга, просто показывая несколько минут темный коридор.Даже пресловутую съёмку одним планом, которая уже успела поднадоесть, режиссер использует по-особенному. 6 эпизод многие критики называют кульминационным: именно потому, что Флэнаган, показывая два параллельных таймлайна, умудрился снять эпизод без монтажных склеек. Нет, технически они там, конечно, есть, но поверьте, на пятую минуту вы и думать забудете их отслеживать. Все-таки one shot scene имеет завораживающее воздействие на зрителя и обеспечивает невероятный эффект присутствия — намного лучше, чем изжившее себя мокъюментари. Отдаваясь магии кино, на границе сознания ты все равно не перестаешь думать: «А как это снято?». Посмотреть, как именно, можно тут.Отсылок и реверансов в сторону оригинала у сериала тоже немало, начиная от очевидных (главных героинь в книге звали Элеонора (Нелли) и Теодора (Тео); Ширли — Ширли Джексон) и заканчивая совсем уж пасхальными (например, автор романа рисовала планы этажей и экстерьер дома на холме — этим же занимается в сериале Оливия Крэйн). Все эти мелочи наполняют сериал — именно поэтому его так интересно смотреть. Это не просто умело пугающий ужастик — это живая история с настоящими, а не картонными персонажами, симпатичными и не очень, в которой запечатлен ужас как он есть. В нужный момент сериал пугает, в нужный — смешит, а в нужный даже пробьет на слезу. Оторваться, разумеется, невозможно: именно поэтому «Призраки дома на холме» уже заслужили небывалый для жанра рейтинг 8.0 на КиноПоиске и уж совсем запредельные 9.0 (даже у «Очень странных дел» 8.9) на IMDb.И хотя Netflix на этот Хэллоуин сделал ставку на «Леденящие душу приключения Сабрины», «Призраки дома на холме» станут отличным выбором на праздник ужасов — не только для фанатов жанра, но и для всех, кто хочет хорошенечко попугаться хотя бы раз в году.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *